Здравствуй, “ЭкоПронск” – что ждет Рязанскую область после мусорной реформы

Не так давно в Рязанской области выбрали регионального оператору по сбору и вывозу ТКО. Им стала компания “ЭкоПронск” под руководством Матюхина Валерия Владимировича. Сегодня земля Рязанская, как, впрочем, и любой другой регион России, стоит, словно витязь на распутье в вопросе пресловутой «мусорной реформы». И гласит современный камень преткновения: направо пойдешь — попадешь в логово «огнедышащего дракона», который таится в концепции мусоросжигательных заводов; налево пойдешь — утопнешь в болотах непроходимых свалок и зловонных полигонов; прямо пойдешь — и, возможно, обретешь счастье в экологичных и современных инновациях. В Рязани, где люди еще не научились толком пользоваться контейнерами для раздельного сбора мусора, слабо верят в революционный прорыв в вопросе с обращением ТБО. Совсем скоро нашему региону предстоит выбрать свой путь. Вы готовы к светлому и чистому будущему?

Когда так называемая «мусорная реформа» только стартовала, Рязань, как это часто бывает, тащилась в «хвосте» рейтинга по ее исполнению среди регионов РФ. Мы даже регионального оператора выбрали одними из последних. Наверное, поэтому мало кто из рязанцев верит в какие-то ощутимые изменения, связанные с вопросом утилизации твердых бытовых отходов. Передовые страны давно перешли на систему раздельного сбора мусора, а также его сортировки и переработке в специальных местах — экотехнопарках. Это позволяет не только дать сырью вторую жизнь и выпускать продукцию из переработанных отходов, но и снизить практически до нуля показатели складирования ТБО. Под девизом «0% мусора на землю» уже живут некоторые страны. Например, в Швеции не так давно закончились свои отходы, и государство начало принимать их у соседей, зарабатывая на этом. Рязанской области, как и всей России, до такой мусорной утопии, конечно, пока далеко.

Черный крематорий

Существует три альтернативы дальнейшего развития событий.

Первая — самая страшная. Это заводы по сжиганию ТБО. И данную угрозу нельзя списывать со счетов. Она вполне реальная. Во многих российских городах уже пошли по такому губительному пути. На одной чаше весов — миллиардные прибыли, на другой — жизни и здоровье целых поколений. Представители Экологического рязанского альянса считают, что опасность заключается, прежде всего, в составе коммунальных отходов. В них сейчас валяется все подряд: батарейки, ртутные градусники, шприцы, опасная органика. Это слишком опасный состав для сжигания. Ведь вдыхать ароматы этого ядовитого букета станем все мы — жители Рязанской области. Еще один аргумент против — исконно русский: нет веры в то, что заводы будут использовать дорогие фильтры и регулярно их менять. Поэтому строительство заводов по сжиганию ТБО — всего лишь хорошая кормушка для их владельцев.

— Существует положительный мировой опыт работы мусоросжигательных заводов, но для нашей российской действительности это плохо априори, — отметил руководитель ЭРА Евгений Рыбаков. — Почему это работает, например, в Японии? Потому что там отходы сперва проходят процесс глубокой сортировки, и на сжигание идет только биологический мусор. А когда у нас морфология отходов такова, что в одной куче можно найти чуть ли не первый класс опасности, сжигание ни к чему хорошему не приведет. Здесь стоит также отметить, что Рязанская область уже не первый год стоит в числе лидеров среди регионов России по онкологическим заболеваниям. Вероятно, завод по сжиганию отходов поможет региону стать безальтернативно первым в этом неприятном вопросе.

Полигоны безразличия

То же самое можно сказать и об устаревшем способе — складированию мусора на полигонах. Полигон — это метод откладывания проблемы, вместо ее принципиального решения. К тому же, мало кто захочет жить возле свалки регионального масштаба с постепенно накапливаемым экологическим ущербом. Да и властям придется рано или поздно решать весь комплекс экологических проблем и гасить очаги социального протеста. Экологи подсчитали, что ежегодно полигоны России вырастают примерно на 0,4 млн Га. Если дела так пойдут и дальше, то через десять лет свалок в нашей стране станет в два раза больше, чем сейчас — то есть, около 8 млн Га. А это примерно два Азовских моря по площади.

Поэтому, расширение захоронений в стране, жители которой ежегодно выбрасывают по 400-500 кг бытового мусора, вряд ли спасут нас от экологической катастрофы. Скорее, наоборот, полигоны в некоторых регионах уже стали ее причиной. Если верить статистике утвержденной территориальной схемы, то в Рязанской области за 2016 год в индивидуальных и многоквартирных жилых домах образовалось 456 тысяч тонн твердых коммунальных отходов. В областном центре — 280 тысяч тонн. И с каждым годом эти цифры только растут

Экологический прогресс

В Рязани уже не первый год существует практика разделения бытового мусора по фракциям. И происходит это во многом благодаря активной позиции экологов из ЭРА: каждый месяц во всех районах города они проводят раздельный сбор ТБО, принять участие в нем может любой желающий. По примеру сотрудников Экологического альянса стали действовать и некоторые рязанские застройщики, размещая возле своих новостроек контейнеры для сортировки. Позже к проекту присоединилась и мэрия Рязани. Однако все еще не каждый двор города может похвастаться наличием даже сеток под пластик. Экологи уверены, чтобы решить все проблемы разом и максимально упростить задачу жителям Рязанской области в вопросе сортировки отходов необходимо строительство экотехнопарка. Тогда сознательным гражданам будет необходимо разделять отходы только на две фракции: биологические — очистки от овощей и фруктов, и все остальные. О дальнейшей судьбе ТБО позаботятся на предприятии. Экотехнопарк — это целый кластер, на просторах которого мусор переживает второе рождение. Здесь происходит не только сортировка отходов, но также их переработка и производство новых товаров из вторичных ресурсов. Все будет происходить в одном месте, и не нужно будет гонять грузовики с сырьем в соседние регионы.

— Переработка отходов — это, безусловно, хорошо, это наше все, — отметил Евгений Рыбаков. — Однако это должно быть в комплексе с раздельным сбором мусора. Иначе 70% мусора опять пойдет на свалку: когда сырье перемешано с биологическими отходами, трудно выделить оттуда что-то полезное. Нужно сказать, что в Рязани грамотный подход к утилизации мусора вполне достижим, просто нужно работать над проблемой комплексно. Одна из главных задач экотехнопарка — уменьшение количества полигонных захоронений. В идеале, спустя какое-то время после открытия предприятия, свалки должны быть ликвидированы вовсе: зачем кидать мусор на землю, если его можно переработать и использовать вновь?

В перспективе выиграть от подобных зеленых технологий должны все — и жители, и предприниматели. Повысится процент переработки отходов, что неминуемо приведет к ликвидации в том числе и несанкционированных свалок и улучшению экологии региона. А из-за того что ТКО будут отправляться в переработку для производства товаров, спрос на сырье останется высоким и постоянным. Концепция устройства экотехнопарка такова, что предприятие предполагает наличие нескольких линий по сортировке отходов. Из вторичных материалов будет отбираются стекло, бумага, металлы, пластик и полимеры, чтобы потом отправиться на переработку и получить «вторую жизнь».

— Помимо нас с вами в сортировке и переработке отходов должен быть заинтересован губернатор Рязанской области, — замечает Евгений Рыбаков. — Одним из критериев оценки работы глав регионов будет доля переработанных отходов от общего их количества. По этому показателю будут оценивать эффективность губернаторов.

Сейчас в России нет действующих экотехнопарков, так как строительство такого объекта весьма дорогостоящее и оценивается в 6 млрд рублей. Однако именно Рязанская область после долгого отставания в «мусорной реформе» может стать первым регионов, воплотившим в жизнь современный и экологичный подход к утилизации твердых бытовых отходов.

Источник: Ya62.ru