Теория одного разбитого окна

Вы когда-нибудь замечали, что некоторые дома опрятны и нарядные, словно матрешки на выставке, а другие похожи на свалку?

И дело тут не всегда в работе коммунальных служб или в “Чисто там, где не сорят”. В 80-ых годах прошлого столетия двое социологов-криминалистов (Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг) разработали так называемую “Теорию одного разбитого окна”. На протяжении длительного промежутка времени в одном многоквартирном доме не менялось одно-единственное разбитое окно. Постепенно в доме были разбиты и остальные окна, затем вокруг дома образовалась свалка, а закуток превратился в туалет для бездомных. Люди стали наплевательски относиться к своему дому. Проще говоря, из-за одного разбитого окошка люди забыли о социальной взаимосвязи, культуре в целом и культуре совместного проживания в многоквартирных домах.

Подобную параллель можно провести с чем угодно. “Разбитым окном” может оказаться изрисованная граффити стена, сломанная детская площадка или испорченный парк отдыха. Социологи утверждают, что достаточно навести порядок в таком месте – и существование даже целого района может резко стать намного лучше. Там где чисто всегда приятно находиться, поэтому культура общественной жизни станет выше – в красивом месте сорить не тянет.

По мнению психологов, решение проблемы заключается в оптимальном соотношении запретительных законодательных норм и расширении неписаных этических правил. Доказано, что наиболее разрушительное воздействие на общественные нравы оказывает наблюдение за тем, как провозглашенная норма нарушается. Например, если человек видит в лесу плакат «Разведение костров запрещено», а рядом — красноречивые следы недавнего пикника, он автоматически убеждается, что этот запрет можно не соблюдать. Почему бы не покурить под вывеской «Курение запрещено» и не утопить педаль газа автомобиля на трассе с ограниченным скоростным режимом. Безусловно, отечественная законодательная база изобилует вариантами наказания подобного рода правонарушителей, но к каждой шпане полицейского не приставишь. Отечественные и западные психологи солидарны во мнении, что воздействовать на нарушителей общепринятых норм можно двумя способами.

Способ первыйшоковый (методом шокотерапии) — показывать плачевный результат этих нарушений: погибший лес, искореженный автомобиль, фото легких курильщика… Подобной «социальной рекламы» в последние годы появилось великое множество, и ее польза доказана, так как информация, пусть и шокирующе-негативная, на подсознательном уровне «записывается» на краткосрочную память.

Второй способна протяжении всей жизни прививать человеку морально-этические нормы: дома, в детском саду, школе, институте. Полученные правильные установки из краткосрочной памяти переходят в долговременную на всю оставшуюся жизнь. Более того, они передаются последующему поколению. Вот и получается, что одни, в силу воспитания, установки или привычки, готовы терпеливо искать несуществующие урны. А другие избавляются от мусора там, где разжалась рука, не отдавая себе отчета в том, что от одного фантика может наступить разруха.

Очень важно следить не только за остальными жильцами дома, но и за собой – не только дурной пример может быть заразительным. Всем миром решить небольшие проблемы, чтоб избежать огромных – разве это сложно?

Источник: Вокруг ЖЭКа